Вопрос по русскому языку:
Проектирование конспекта урока по критериям ДЭ (на материале учебников русского языка).
Тема урока Непроизносимые согласные в корне слова.
Материал для работы с правилом. Подбор системы закрепительных упражнений:
В.П. Канакина «Русский язык» (УМК «Школа России») 3 кл. Часть 1, стр.117-119
образец:
Задание: По указанному орфографическому правилу представить все этапы работы, включая систему закрепительных упражнений (учебники В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык»- УМК «Школа России»)
Во фрагмент входят:
-формулировка темы урока
-указание учебника
-указание типа урока
-формулировка цели
-планируемые предметные результаты
-этапы работы с орфографическим правилом: мотивационный, ориентировочный, исполнительский, работа с правилом, система закрепительных упражнений
Образец выполнения:
Тема: Правописание слов с безударными гласными в в корне.
Учебник: Русский язык. 3 класс: В 2 ч.Ч. 1. М., 2013 (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), стр. 104-105, упр. 194-196.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создать условия для знакомства с правилом проверки безударных гласных в корне слова и формирования умения проверять безударную гласную.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать понятия: корень слова, «форма слова», «однокоренные слова»
-освоить умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова.
Подход к правилу: мотивационный этап.
У.(Учитель)Сегодня мы отправляемся в путешествие на трамвае, в первые три вагона надо рассадить слова-пассажиры. Помогите им найти место, если трамваи имеют такую нумерацию: Е,И,Я
1) с...стрёнка
2)П...тачок
3)ч...жи
1)стр...ла
2)вес...льчак
3)гр...бник
1)Сн...гурочка
2)Несм...яна
3)п...вунья
Ориентировочный этап: Одни дети объясняют, что в первый вагон садятся слова :сестрёнка, стрела, весельчак, Снегурочка, Несмеяна, певунья. Во второй- чижи, грибник. В третий-Пятачок. Другие- делают много ошибок. Тогда учитель спрашивает: что же мы знаем уже, чтобы рассадить слова-пассажиры в нужный вагон. Дети отвечают: знаем, что при отсутствии ударения на гласной её надо ставить под ударение. Знаем, что безударный гласный может быть в корне. Знаем, что для проверки его можно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный стал ударным. Тогда учитель предлагает приступить к работе. Просит вспомнить, что дети знают об условиях выбора буквы: 1) безударность, т.е. отсутствие ударения на корневом гласном; 2)гласные е, и, я как наиболее опасные; 3)орфограммы в корне.
Исполнительский: ученики подбирают к каждому слову проверочное(либо однокоренные слова, либо меняют форму слова), обязательно используя комментарий вслух: чижи: ставим ударение; орфограмма в корне, подбираем проверочное, изменяя форму слова- чиж; и нуждается в проверке. И так проверяем все орфограммы. Учитель в итоге работы по «рассаживанию слов-пассажиров» спрашивает, какие же гласные оказались «ошибкооопасными»? Дети называют е, и, я. И находятся они в корне. Учитель задаёт вопрос: как вы думаете, только данные гласные могут быть ошибкоопасными? Мнения детей разделяются. Тогда учитель предлагает узнать об этом.
Чтение правила учениками. Вопросы по правилу:
-Что нужно сделать, чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного?
-Что сказано об обозначении ударных и безударных гласных в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов.
-Какие это могут быть гласные?
Закрепительные упражнения (По Г.Н. Приступе).
Первый этап: упражнение в распознавании слов с орфограммой:
Можно на слайд взять слова из упр. 194, стр. 104., но в него нужно добавить слова и с другими орфограммами, например:: звездный, губка, ножка, чижи, ночной и т.д.
Задание: прочитай внимательно слова, выбери и назови только слова на изученное правило.
Второй этап: упражнение в объяснении написаний.
Можно объяснение строить на упр. 195, стр. 105, но предложить алгоритм доказательства: а)читаю слово; б)называю вставляемую букву; в) называю проверочное слово г)записываю сначала проверочное, рядом- проверяемое; д)выделяю корень дугой.
Задание: прочитай слова, объясни, почему в них нужно писать гласные: о, а, е, и, я.
Третий этап: упражнение на вставку пропущенных букв.
Можно взять упражнение 196, стр. 105, в котором орфограмма может быть объяснена через разное значение слов(принцип дифференцирующих написаний). Предложить алгоритм объяснения при проверке а)читаю слово; б)называю вставляемую букву; в) называю проверочное слово, объясняя значение слова.
Задание: прочитай предложения, вставь пропущенные буквы.
Четвертый этап: подбор и запись своих примеров.
Задание: придумай слова с безударными гласными в корне(разными гласными), не менее 5 слов.
Пятый этап: творческая работа с орфограммой «безударные гласные в корне».
Задание: вспомни две загадки, в тексте которых есть слова с безударной гласной в корне. Напиши их, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Поставь слово-отгадку в форму множественного числа. Составь своё предложение со словом-отгадкой в форме множественного числа, поставь в нем ударение, подчеркни орфограмму.(Отгадка- слово лес)
Образец выполнения:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 28.03.2025 08:06
- Русский язык
- remove_red_eye 124
- thumb_up 7
Ответы и объяснения 0
Знаете ответ? Поделитесь им!
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.