Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 31.03.2023 09:05
- Литература
- remove_red_eye 645
- thumb_up 7
Ответы и объяснения 1
Ответ:
Современная русская литература представляет собой сложное историко-культурное явление, временные рамки которого определяются периодом конца ХХ — началом ХХI века. Некоторые исследователи считают нижней границей современной русской литературы 1985 год — начало перестройки, поскольку именно с этого времени в литературном процессе происходят знаковые явления. К ним можно отнести «возвращённую литературу»; отказ от традиционного для ХХ столетия деления литературы на официальную и неофициальную (или литературу андеграунда) и возникновение новой оппозиции — массовой и элитарной литературы; отсутствие цензурных запретов и ограничений. Появление на книжном рынке большого корпуса произведений низкого эстетического качества, примитивного содержания и языка — результат ориентации на коммерческий успех художественной литературы. Огромный поток книжной продукции довольно продолжительное время литературоведы не исследовали, не предпринимали попыток классифицировать эти произведения по различным признакам. Условия рынка становились порой едва ли не определяющими в решении издательской судьбы произведений писателей, уже известных, популярных в читательской среде. «Возвращённая литература» сыграла важную роль в обновлении проблемно-тематического пространства литературы, её персонажной системы, поэтики. Она обогатила постперестроечную литературу бесценным опытом развития и эволюции западноевропейской культуры, традиций русской классической литературы, «вернула» многие имена русских писателей.
Современную русскую литературу отличает и сосуществование, «соседство» нескольких литературных поколений. Вплоть до 2010-х годов можно наблюдать взаимодействие, творческие контакты (не всегда бесконфликтные) представителей «старшего» и «младшего» поколений писателей. Подобное явление позволяет, с одной стороны, новому поколению художников слова развивать и обогащать литературную традицию, с другой — предлагать свою, отличную от известной и закреплённой в сознании читателей нескольких поколений, позицию, точку зрения на мир, личность.
В этот период наблюдается активизация жанра рассказа. Подобная ситуация была характерна и для литературы рубежа XIX—XX веков, яркими примерами могут служить произведения малой жанровой формы А. Чехова, В. Гаршина, В. Короленко, И. Бунина, Максима Горького. Именно из такой калейдоскопичной картины можно было создать целостное полотно реальной действительности того времени.
Подобное повторилось и в данный исторический период. Кроме того, жанр рассказа актуализировался ещё и потому, что издательское дело тогда не было налажено должным образом и авторам приходилось печататься в так называемых толстых журналах («Наш современник», «Новый мир», «Звезда» и др.), формат которых предполагал публикацию небольших по объёму произведений, что предоставляло возможность напечататься многим авторам.
Новым содержанием отличались в этот период произведения уже известных писателей: В. Распутина, В. Белова, Е. Носова, тех, кто доказал свою приверженность традициям классической русской литературы, развивал и обогащал реалистическое искусство слова.
На рубеже 1980–1990-х годов русская поэзия, как и русская литература в целом, испытала на себе влияние постмодернизма . Это можно объяснить прежде всего кризисным ощущением эпохи и стремлением выработать новые пути развития искусства. Постмодернизм — искусство, отвергающее правила, выработанные предшествующей культурной традицией. Мир воспринимается поэтами-постмодернистами как хаос, абсурд — отсюда смелые эксперименты в области формы и содержания, новаторство поэтического словоупотребления, скептическое отношение к авторитетам и подчас ироническая трактовка знакомых тем и образов.
На смену поэтам-«шестидесятникам» приходит плеяда молодых, полных решимости разрушить те правила и нормы, что существовали до них. Новое литературное поколение остро чувствует необходимость противопоставить что-то своё и достижениям «эстрадной» и «тихой» лирики. При этом в рамках современной русской поэзии сосуществуют два основных поэтических направления — концептуализм и метареализм.
В начале XX века русский модернизм был представлен символистами, акмеистами и футуристами. Однако существовало разграничение между старшими символистами и младосимволистами, кубофутуристами и эгофутуристами, а поэтические индивидуальности самых ярких представителей акмеизма — А. Ахматовой, Н. Гумилёва и О. Мандельштама сложно назвать похожими. С современной поэзией сложилась аналогичная ситуация. «Поэзию на библиотечных карточках» Л. Рубинштейна легко отличить от нарочито примитивных сатирических миниатюр Д. Пригова, а иронические стихотворения А. Ерёменко — от проникновенно трепетных строк И. Жданова или от окрашенных сильным религиозным чувством философских стихотворений О. Седаковой.
Однако при всей разности, несхожести поэтических голосов конца XX века можно отметить черты, характерные для всех направлений современной русской поэзии.
Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.
Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.
Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова.
Учитывая ограниченность во времени, данное направление нагляднее всего может быть представлено «художественной системой» Л. Рубинштейна, в основе которой лежит жанр каталога.
«Смертожизнь», гармония как компромисс между хаосом и космосом, категория телесности и интонации «нового гуманизма» (М. Липовецкий) в творчестве Елены Шварц. Антиномии света и тьмы в поэзии, традиции раннего Заболоцкого в творчестве Ольги Седаковой. Камерность, мрачная веселость и пессимизм стихотворений Льва Лосева. Поэтический мир Татьяны Вольтской. Этот ряд, безусловно, можно продолжить или изменить в зависимости от возможностей учителя (время, уровень владения данным материалом) и интересов учащихся.
В начале обзора поэзии этого периода учитель кратко знакомит учащихся с основными тенденциями развития поэзии. Затем идет представление сайта, на котором можно прочитать современную поэзию.
После этого учащиеся очень сжато знакомятся с «новыми» поэтами, зачитывают строчки из стихотворений, обмениваются читательскими впечатлениями.
Представляя новых поэтов, важно помнить о том, чтобы не «потопить» учащихся в обилии новых имен и сложной терминологии. Достаточно ограничиться двумя терминами и тремя-четырьмя именами поэтов. В дальнейшем эта тема может быть представлена более развернуто на семинаре по новейшей поэзии или на факультативе. На уроке важно пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии, указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.
- 01.04.2023 13:19
- thumb_up 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.