Вопрос по литературе:
Подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 24.05.2022 10:22
- Литература
- remove_red_eye 1055
- thumb_up 0
Ответы и объяснения 1
Ответ:
...Разумный, думающий... Этим словом — интеллигент — обозначается во всем мире группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Однако для России это понятие приобрело более широкое значение. Оно включает в себя особую психологию, нравственные устои, образ мыслей, традиции «русского культурного слоя», образованного вначале из наиболее просвещенной части дворянства, затем включившего передовых разночинцев. Русская интеллигенция всегда находилась под влиянием какой-либо социальной идеи, могла жить исключительно идеей, отдаваясь ей без остатка. По мнении} русского философа Бердяева, идея народничества, господствующая в умах интеллигенции в 70-х — 90-х- годах XIX столетия, была связана с осознанным чувством вины перед народом за знания и культуру, полученные за его счет. Интеллигенция стремилась обрести под ногами утерянную почву, вернуться в народ, к своим корням.
Вторая причина беспомощности — отупляющий «труд без поэзии, без мысли». Акт самопожертвования интеллигенции: ее отречение от личных благ, самоотверженная работа для народа — народом принят не был. Все более явной становится ненужность таких жертв. Эти люди не могут вырваться из обыденности
глубинки, но стараются делать для улучшения жизни все, что в их силах. Им не хватает решительности в их действиях. Таковы сестры Ольга, Мария и Ирина Прозоровы, барон Тузенбах из драмы «Три сестры». Ни работа Ольги в гимназии, ни работа Ирины на телеграфе не приносят им никакого удовлетворения, кроме усталости и головной боли.
Чехов восхищается трудолюбием этих людей. Он глубоко сочувствует Дымову (рассказ «Попрыгунья»), который всего в жизни добивался сам и не потерял своего мягкого характера, скромности, самоотверженности, терпимости к окружающим, что является самой замечательной чертой интеллигента. Но люди, обладающие критическим умом, своеобразным мышлением, все больше понимают драму «умной ненужности» их дела. Наиболее ярко это проявляется в мыслях главного героя рассказа «Жена» Павла Асорина. Инженер все чаще думает о бессмысленности своей работы. Неосознанная вина перед народом приводит его к мысли о зависимости произведения от личности автора. Герой, сравнивая шкап крепостного столяра и свои проекты мостов, делает вывод: столяр «имел в виду бессмертного человека, инженер же Асорин не любил ни людей, ни жизни». Но М смог найти искушение для своей вины, пожертвовав своим состоянием для Константина Треплева, героя комедии «Чайка», единственным выходом из этого состояния явилось самоубийство.
Чехов вновь и вновь сравнивает сложившийся образ жизни с тюремным застенком, футляром. Эта тема начинается с рассказа «Человек в футляре », где рассказчик называет тесным футляром сложившийся, традиционный быт; продолжает ее рассказ «Палата № 6», где врач говорит о чистейшей случайности нахождения человека в сумасшедшем доме или вне его. Наиболее прямо эту мысль высказывает Дмитрий Гуров, герой повести «Дама с собачкой»: «остается какая-то куцая, бескрылая жизнь... и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах».
Лишь в некоторых героях Чехова сочетаются и душевная красота, и трудолюбие, и решимость. Наиболее яркие образы — доктор Астров («Дядя Виня») и Нина Заречная («Чайка»). Они нашли снос призвание, смогли вырваться из своего окружения, запрещающего неординарные личности, не потеряли ни трудолюбия, ни жажды поиска и деятельности. Близки к ним по духу Аня Раневская и Петр Трофимов из «Вишневого сада».
Но идея сближения с народом, беззаветного служения ему оказалась утопической. Интеллигенты, пришедшие на село, даже прожив там несколько лет, оставались чужаками. С этим отторжением, неприятием интеллигенции простым народом, точнее крестьянством, связан переход народничества от теории «хождения в народ» к теориям террора и «малых дел».
Душевное движение русской интеллигенции этих лет занимает одно из главных мест в творчестве Чехова. Представитель уже сложившейся традиции в русской литературе XIX века, он в скором времени понимает крах народнической интеллигенции и в своих произведениях показывает ее отрыв от существующего государственного строя и образа жизни психологически, а от народа — культурно. Он описывает так называемые «поколения лишних людей».
Большинство чеховских героев — люди с высокими идеалами. Они ставят перед собой трудные вопросы, но внутренняя нерешительность не позволяет им достичь цели и решить эти вопросы. Они обречены на одиночество в помыслах и делах.
Интеллигенты Чехова не могут изменить что-либо в своей жизни, но писатель отмечает две причины такой беспомощности.
Первая — собственная лень, неприспособленность героев к жизни, их нежелание понять источник собственных несчастий.
В большинстве своем такова провинциальная дворянская интеллигенция. Это Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев из « Вишневого сада» — люди с лирическим, очень своеобразным складом ума, однако решившие, что в их жизни все само собой образуется.
Ни банкротство, ни горе от расставания с родными местами не заставляют их хотя бы пальцем пошевелить для своего спасения. Они настолько увлечены смакованием собственных страданий, что забывают о тех, за кого они в ответе и оставляют старого лакея в заколоченной усадьбе.
Чехов рисует образы людей, «которые никуда не поместили свою совесть и были замучены ею». Николай Алексеевич Иванов, герой драмы «Иванов», не смог найти свое дело в этой жизни, огражденной от света мещанским бытом, но изменить свою жизнь, самого себя не пробовал.
- 24.05.2022 11:24
- thumb_up 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.