Вопрос:
Написати есе (обсяг 1 сторінка), висловивши свої міркування щодо уміщеної нижче цитати:
“...Бастіони технічної досконалості, економічної і політичної ефективності аж ніяк не утримують нашу культуру від сповзання у варварство. Варварство теж може користуватись всіма цими засобами. Обладнане з такою досконалістю, варварство стане тільки сильніше й деспотичніше... Варварство може йти в ногу з високою технічною досконалістю, воно може йти в ногу із всезагальною шкільною освітою. Говорити про підвищення культури виходячи із зниження рівня безграмотності – це застаріла наївність. Певний мінімум шкільних знань аж ніяк не гарантує наявності культури. Якщо кинути погляд на загальну духовну ситуацію нашого часу, то навряд чи можна назвати занадто похмурою її оцінку у таких висловлюваннях. Повсюди пишно квітнуть ілюзії та хибні думки. Як ніколи раніше, люди здаються рабами слова, гасла, щоб вражати ними одне одного наповал...
Немає такого пристрою, за допомогою якого можна було б виміряти відсоток поглупілих та одурених і з’ясувати, чи є він більшим, ніж раніше, але сама глупота стала могутнішою, ніж раніше, вона возсідає на троні й зліше шкодить... Найприкріше – це помітна повсюди байдужість до істини, а байдужість ця сягає своєї кульмінації у відкритому публічному вихвалянні політичної брехні».
Йохан Хьойзінга
Бастионы технического совершенства, экономической и политической эффективности ни в коей мере не ограждают нашу культуру от сползания в варварство. Варварство тоже может пользоваться всеми этими средствами. Оснащенное с таким совершенством, варварство станет только сильнее и деспотичнее.
Варварство может идти в ногу с высоким техническим совершенством, оно может идти в ногу со всеобщим и повсеместным школьным обучением. Судить о повышении культуры по снижению безграмотности - это устарелая наивность. Определенный минимум школьных знаний еще никоим образом не гарантирует наличия культуры. Если бросить взгляд на общую духовную ситуацию нашего времени, то вряд ли можно будет назвать излишне пессимистичной ее оценку в следующих выражениях.
Повсюду пышно цветут иллюзии и заблуждения. Как никогда прежде, люди кажутся рабами слова, лозунга, чтобы поражать им друг друга наповал: вербицид (dooddoeners) в буквальном смысле слова. Мир насыщен ненавистью и взаимонепониманием. Нет такого прибора, которым можно было бы измерить, каков процент поглупевших и одураченных и больше ли он прежнего, но сама глупость стала могущественней, чем раньше, она выше восседает на троне и злее вредит. Аморфной полукультурной массе все больше недостает спасительных тормозов уважения к традиции, форме и культу. Самое досадное - это заметная повсюду indifference a la verite (безразличие к истине), достигающая своей кульминации в открытом публичном восхвалении политического обмана.
Хейзинга И. Homo ludens
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 15.09.2022 11:41
- Другие предметы
- remove_red_eye 289
- thumb_up 3
Ответы и объяснения 1
Ответ:
Прогрессирующее разложение культуры современного мира
В своих оценках кризисных ситуаций историки обычно проявляют определенную сдержанность и мудрость, поскольку из опыта своих профессиональных занятий они знают, что человеческая жизнь далека от совершенства, что общества нередко переживали трудные времена и тем не менее находили выходы из них.
Для Хейзинги характерен интерес к переломным, "зрелым и надламывающимся" эпохам, где сталкиваются традиции с обновленческими тенденциями в жизни общества (например, Реформация, Ренессанс, ситуация в Нидерландах в XVII в.). Не без влияния Шпенглера Хейзинга обращается к проблеме типологизации культур, морфологическому анализу культурно-исторических эпох. Он изучает утопии в истории цивилизации - эти "вечные темы" мировой культуры (мечта о "золотом веке", буколический идеал возврата к природе, евангельский идеал бедности, коренящийся в древнейших пластах культуры рыцарский идеал, идеал возрождения античности и др.).
Как и другие мыслители, Хейзинга фиксирует прогрессирующее разложение культуры, отмечает, что мир живет в ожидании катастрофы. Однако он указывает, что очень многие люди не утрачивают надежды, что они готовы сообща трудиться над сохранением культуры. Но для этого нужно ясно представлять себе, какие именно болезни охватили европейскую культуру, что именно в ней нуждается в защите и что в обновлении. "Если эта цивилизация будет спасена, если она не потонет в веках варварства, но, сохранив свои высшие ценности, доставшиеся ей по наследству, перейдет в обновленное и более прочное состояние, тогда совершенно необходимо, чтобы ныне живущие отдавали себе отчет в том, насколько далеко зашла угрожающая этой цивилизации порча - (безразличие к истине), достигающая своей кульминации в открытом публичном восхвалении политического обмана".
Хейзинг очень точно описывает процессы, происходящие в нашем совремменом обществе и ставит эту проблему остро, т.к. ее игнорирование и не понимание может привести к непоправимы последствиям для всего мирового общества. Он призывает каждому задуматься о том, что происходит и что мы делаем, и как мы живем, а самое главное как мы будем жить дальше!
- 15.09.2022 14:34
- thumb_up 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.